Рафа Бенитес не торопит события в ожидании подходящего варианта возвращения на тренерскую работу | LiverBird.ru: Liverpool FC / ФК Ливерпуль: Сайт русскоязычных болельщиков «красных»

Рафа Бенитес не торопит события в ожидании подходящего варианта возвращения на тренерскую работу

9
Фото к записи в блоге пользователя Irinka_LFC (c) LiverBird.ru

Уважаемые читатели! Представляю Вашему вниманию перевод интервью Джена Чанга, редактора отдела футбола сайта Sports Illustrated, с бывшим наставником «Ливерпуля» Рафаэлем Бенитесом.

Сидя со мной в одном из ресторанов западного Кирби, Рафа Бенитес смеется, рассказывая, как он, по воле случая, стал тренером футбольной команды. Нет, речь не о том, как в 26 лет он из-за травм был вынужден преждевременно завершить карьеру игрока и впоследствии поступил на работу в тренерский штаб мадридского «Реала»; Рафа рассказывает о том, как стал тренировать одну из детских команд школы, в которой в Ливерпуле учится его дочь.

Эта команда терпела поражение за поражением подряд, и руководство школы обратилось к Бенитесу с просьбой помочь ребятам. Сначала Рафа отказывался ввиду занятости, однако затем решил прийти посмотреть одну из игр. Он внес несколько предложений по изменению тактики (например, один из рослых школьников играл в центре полузащиты, Бенитес же посоветовал ему сместиться на фланг с тем, чтобы у него было больше пространства для игры), и, последовав этим советам, команда одержала победу. Рафа улыбается, вспоминая, как во время празднования той победы кто-то из родителей сказал ему, что он «видимо, знает толк в этих вопросах» и должен продолжать тренировать команду.

Однако круг сегодняшних занятий Бенитеса далеко не ограничивается тренировками детских команд. Бывший тренер «Валенсии», «Ливерпуля» и «Интера» уделяет много времени своему официальному сайту, который помимо тактических наблюдений Рафы, также помогает продвижению благотворительного фонда его жены (последний, в частности, оказывает финансовую помощь Группе поддержки семей Хиллсборо). Остальное же время Рафа посвящает просмотру матчей, множества матчей, ради собственного интереса и в качестве подготовки к программам канала Евроспорт, где он сейчас регулярно выступает в роли эксперта. «Когда ты не тренируешь, тебе нужно делать много дел», – говорит Бенитес. «Некоторые просто уезжают куда-нибудь отдыхать и смотрят телевизор, я же люблю анализировать игры, мне интересно, как играют команды, по каким тактическим схемам, какие игроки имеют потенциал или нет стать хорошими футболистами в будущем, на тот случай если у меня будет возможность однажды их подписать».

В этот момент разговора Бенитес показывает мне то, над чем он и его команда работала в последнее время: новое приложение для iPad под названием Global Coach. Это специальное приложение для тренеров (работающих как на профессиональном, так и на любительском уровне), которое может использоваться в качестве визуального помощника в изучении тактических особенностей игры (Вы можете ознакомиться с примером того, как работает приложение Global Coach, посмотрев этот ролик). «Изначально идея состояла в том, чтобы показать с помощью этой программы, как тактика Ливерпуля менялась по ходу победного матча финала Лиги чемпионов в Стамбуле в 2005 году» – отмечает Бенитес. «Мы хотели показать то, как мы пытались играть против Кака между линиями, а затем нашу игру в три защитника. Мы начали работать со специалистами в области разработки подобных приложений и подумали, а почему бы не создать программу, которая могла бы приносить пользу?»

Само приложение исключительно многофункционально. Так, например, с его помощью вы можете разобрать тактические схемы конкретной игры, которую вы посмотрели. В то время как Бенитес показывает в приложении, какие матчи привлекли его внимание в последнее время, наш разговор постепенно переходит к обсуждению тактики. Особенный интерес у него вызывает игра дортмундской «Боруссии». «Когда я начинал свою тренерскую карьеру, мне импонировал стиль игры «Милана»» – отмечает Бенитес. «Если же говорить о нынешних командах, то, на мой взгляд, «Боруссия Дортмунд» показывает очень хорошие результаты. Они играют в четыре защитника, придерживаясь принципа высокой линии обороны, демонстрируют высокий прессинг, их крайние защитники всегда нацелены на атаку с вингерами, смещающимися к центру поля. Если по ходу матча им необходимо играть в открытый футбол, игроки обороны могут быстро поддержать атаку, если же они пропускают – пытаются атаковать игрока соперника двумя или тремя игроками. В целом команде присуще очень хорошее движение». Безусловно, сегодняшние «Барселона» и «Реал» также впечатляют своей игрой, однако Бенитес подчеркивает, что ключ к их успеху заключается в том, что они готовы к активному прессингу при потере мяча и при этом их действиям присущ высокий уровень интенсивности.

Разговор с Бенитесом становится невероятно увлекательным; он отмечает различия между разными командами и лигами, сравнивая их рисунки игры и статистические показатели. «Главные компоненты для меня – количество пасов за матч, точность передач и в особенности точность передач в завершающей стадии атаки». Он подчеркивает, что по последнему показателю MLS (Профессиональная футбольная лига США и Канады – прим. перев.) сильно отстает от остальных (58.7% – таков процент точности передач в заключительной фазе атаки в Америке, в то время как в Англии, Италии и Испании этот показатель составляет 64 – 65%; кроме того, для MLS характерно большее количество длинных передач, а именно 15.8%, в ведущих же европейских чемпионатах – 13 – 14%).

По ходу этой беседы у меня логично возникает вопрос о том, достигнут ли в современном футболе предел тактического совершенства. Есть ли еще варианты развития? В конце концов, многие тактические элементы игры, такие как прессинг, высокая линия обороны и зонная защита были на самом деле либо предложены, либо введены Виктором Масловым, который приобрел известность во время работы с футбольным клубом «Динамо» (Киев) в шестидесятые годы. По словам Бенитеса, «схемы, которые были раньше, несколько отличались от сегодняшних; они были похожи, однако сегодня футбол играется на высоких скоростях с гораздо большим уровнем интенсивности». «Я когда-то читал статью, в которой анализировалось время, доступное игрокам на обработку мяча. Я не помню точные цифры, но, если мне не изменяет память, там было сказано, что в случае с Гарринча было 4 секунды, Кройф – 3.5, Марадона – 2, 1.5. секунды был минимальным показателем и т.д. Это означает, что сегодня у игрока меньше времени, и он должен все делать быстрее. В современном футболе мы видим меньше дриблинга и проходов с мячом, потому что соперник мгновенно начинает прессинговать, и тебе приходится быстро делать передачу. Сегодня акцент гораздо больше делается на коллективной составляющей игры, нежели на индивидуальном мастерстве».

Наш разговор неизбежно переходит на тему того, в каком клубе Бенитес видит свое будущее. С тех пор, как он покинул «Интер», Рафа не испытывал недостатка предложений о работе, однако он не спешит торопить события и ждет того, что в его представлении будет идеальным проектом. Это должна быть команда, прежде всего, способная бороться за титулы, при этом не обязательно играющая в английской Премьер-лиге. Его дочери привыкли к Ливерпулю и довольны учебой в местной школе, потому Бенитес признает, что если его следующее место работы окажется за пределами Англии, ему, вероятно, придется переезжать одному и время от времени приезжать домой в Мерсисайд. Кроме того, не секрет, что Бенитес был бы рад возвращению в «Ливерпуль», если в будущем ему когда-нибудь предложат эту работу. Рафа не любит обсуждать эту тему и всякий раз стремится подчеркнуть свое уважение к Кенни Далглишу, однако очевидно, что он едва ли может назвать «Ливерпуль» перевернутой страницей своей жизни, ведь его проект на «Энфилде» так и остался незавершенным.

В отдельных кругах по-прежнему распространен миф о том, будто во время его пребывания в Ливерпуле у Бенитеса был большой трансферный бюджет. Однако, несмотря на тот факт, что за 6 лет работы в клубе он действительно потратил порядка 223 миллионов фунтов, по подсчетам Пола Томкинса (автора книги Pay As You Play), сумма чистых расходов Бенитеса на трансферы (расходы на покупку игроков минус доход с их продажи – прим. перев.) составляла скромные 62 миллиона. По этому показателю за аналогичный период времени «Ливерпуль» оказывается ниже, например, таких клубов, как «Астон Вилла», «Сандерленд» и «Тоттэнхем». Эта цифра становится еще меньше, а именно 20.5 миллиона фунтов, если в подсчет включить последующую продажу всех игроков, которых купил Бенитес, таких как Торрес и Маскерано.

«Справедливости ради следует сказать, что у всех бывают неудачные трансферы» – замечает Бенитес. «Однако если вы посмотрите на сегодняшний Ливерпуль – Пепе Рейна, Глен Джонсон, Даниэль Аггер, Мартин Шкртел, Лукас Лейва, Дирк Кёйт, Макси – большинство этих футболистов показывают высокий уровень игры, и они были куплены, именно когда мы были в клубе. Люди же обращают внимание, прежде всего, на покупку таких игроков как Филипп Деген или Андрей Воронин, которые перешли в «Ливерпуль» на правах свободных агентов. Разве можно сравнить их с подписанием Фернандо Торреса и Шаби Алонсо? Даже несмотря на успешные трансферы Торреса, Алонсо, Хавьера Маскерано и те деньги, которые клуб выручил с их продажи, люди все равно делают акцент на других игроках, большинство из которых нельзя назвать дорогостоящими».

Мы обсуждаем с Рафой также те трансферы, которые не оправдали своих ожиданий, как, например, покупка голландского форварда Райана Бабела, который должен был решить многолетнюю проблему «Ливерпуля» с вингерами. «Бабел играл в схеме 4-3-3 в «Аяксе» – говорит Бенитес. — Однако в конце концов он оказался не столь эффективен в качестве вингера; мы пытались определить его лучшую позицию на поле, но успеха это не принесло. Будучи молодым игроком, Бабелу необходимо было понять стиль английского футбола, однако он не сделал этого». Бенитес признает, что во время своего пребывания на «Энфилде», он вел постоянный поиск вингеров в надежде найти игрока, похожего на Висенте или Руфете, которые играли у него на флангах в «Валенсии». Рафа подтверждает, что одна из сделок, которая едва не состоялась, это покупка бразильца Дани Алвеса, на тот момент выступавшего за «Севилью». «Даниэль Алвес был нашей трансферной целью номер один для правого фланга. Проблема была в том, что мне необходимо было решить, покупать ли Алвеса на позицию вингера, хотя он по своей природе является атакующим фланговым защитником. Это было трудное решение, потому что у нас были средства только на покупку либо одного нападающего, либо вингера/крайнего защитника. В итоге мы купили нападающего, а именно Кёйта, который проявил себя отличным игроком в составе «Ливерпуля»».

Что же касается продажи полузащитника Шаби Алонсо летом 2009 года, за которую Бенитеса часто критикуют, Рафа объясняет, что его план сводился к покупке двух игроков: Альберто Аквилани и Стевана Йоветича. «Йоветич входил в список игроков, которыми мы интересовались, но у нас не было денег. Мой план был таков: линия полузащиты в составе Маскерано, Лукаса, Джеррарда и Аквилани, с двумя из этих четырех игроков в центре и Йоветичем, играющим между линиями. Однако у нас не было денег».

Теоретически, средств, вырученных с продажи Алонсо, ведь должно было хватить на покупку и Аквилани, и Йоветича? «Вы правы», – отвечает Бенитес. «Именно теоретически».

Еще одна любимая тема критиков Бенитеса – его взаимоотношения с игроками, вернее, их недостаток. Слишком отстраненный, слишком строгий, слишком расчетливый. Так характеризуют Рафу некоторые его критики. Однако подобное описание противоречит действительности. Те, кто знаком с Бенитесом лично, всегда говорят, что он приветлив и дружелюбен. Сам Рафа так описывает свой подход. «Тренер должен выполнять свою работу, он не может быть близким другом игрока, подобный стиль работы был популярен раньше, однако он не обязательно эффективен сегодня. Ты должен выполнять свою работу, должен способствовать прогрессу твоих игроков, учить их и должным образом тренировать. В итоге они поймут это и оценят. Нельзя сказать, что у меня отстраненный подход – я участвую в тренировках игроков каждый день, а ведь есть тренеры, которые не появляются на тренировочном поле по 3 – 4 дня. Я каждый день провожу с игроками, разговариваю с ними, пытаюсь сделать все, чтобы они стали лучше».

Что же касается того, что Бенитес якобы не ладит с футболистами, он говорит, что это попросту выдумки и перечисляет тех игроков, с которыми он по-прежнему поддерживает близкие отношения. В этот список, кстати, входят несколько известных футболистов, которых журналисты ошибочно записали в число тех, кто не в ладах с Рафой. Бенитес может и не отправляет SMS своим бывшим игрокам так же часто, как некоторые тренеры, прежде всего ввиду уважения к их действующим наставникам, однако он дал мне отчетливо понять, что многие из его бывших футболистов относятся к нему с теплотой.

К этому моменту нашей беседы Бенитесу уже пора бежать: он опаздывает забрать дочерей из школы. Пока он направляется к двери, я успеваю задать ему лишь один последний вопрос, который беспокоит многих постоянных читателей его блога. Почему, описывая тактические схемы, он включает в них вратарей, почему 1-4-2-3-1 вместо 4-2-3-1?

«Раньше я говорил 4-2-3-1, однако, когда вы приходите на тренерские курсы, вам говорят: «Так ведь в команде должен быть еще и вратарь!» – отвечает Бенитес с улыбкой. «Я также обсуждал этот вопрос с некоторыми тренерами вратарей, и все они в один голос твердят, мол «послушай, вратарь ведь тоже часть команды», поэтому я должен говорить именно так, чтобы не обижать чувства голкиперов!»

С оригиналом публикации можно ознакомиться здесь.
Вы можете подписаться на микроблог автора в Twitter и Facebook

+100500 OFF
Хостинг предоставлен FastVPS, самым лучшим хостинг-провайдером ;)