Как Шенкли изменил «Энфилд»
Отмечая столетие со дня рождения великого Билла Шенкли, официальный сайт «Ливерпуля» подробно рассказывает о том, как шотландец революционно изменил все аспекты жизни клуба за 15 лет работы. Заключительная статья серии рассказывает об изменениях на легендарном стадионе «красных» - «Энфилде».
Брендан Роджерс выныривает из домашней раздевалки и направляется в туннель на поле - и все взгляды сразу же прикованы к нему.
Камеры быстро поднимаются на плечи, телеведущие поправляют галстуки, прокашливаются и держат наготове микрофоны.
Роджерс направляется через толпу к небольшому закутку, завешенному спонсорской рекламой, где висящие прожекторы направлены прямо на его лицо и заставляют моргать.
Где-то над боссом болельщики «Ливерпуля» постепенно заполняют главную трибуну, а на другом конце лабиринта коридоров и лестниц гостям наливают пинты лагера и бокалы вина в баре.
За двойными дверями и вверх по лестнице в комнате прессы журналисты сидят над ноутбуками и стучат по клавиатуре, а снаружи уже звучат первые песни, и работники стадиона приводят в порядок газон «Энфилда».
В туннеле Даниэля Старриджа ведут к видеокамере, чтобы взять интервью, а нынешние и бывшие игроки здороваются друг с другом через толпу.
Это совершенно сегодняшний современный сценарий, и сцена ему соответствует - полировка и плитка, резиновые коврики на полу для бутс, и легендарные изображения на стенах коридоров.
Однако над всем этим находится напоминание о великом прошлом клуба - знак, который гордо висит над выходом на поле, который выглядит очень монументально в окружающей его суете.
Билл Шенкли повесил его уже в конце своей работы менеджером «Ливерпуля» - прощальный подарок, который стал последним штрихом в революционной переделке «Энфилда».
«Мы были сильны психологически - у нас даже была табличка над туннелем, по которому игроки выходили из раздевалок на поле», - писал Шенкли.
«Наш ремонтник, Берт Джонсон, выкрасил её, белые буквы на красном фоне: „This is Anfield“. Это было своего рода запугивание».
Когда Шенкли прибыл в Ливерпуль в декабре 1959 года, он нашёл стадион примерно в том же состоянии, что и тренировочную базу - разваливающимся на части.
Место было буквально отталкивающим. Когда Билл спросил у работника стадиона насчёт поливочного оборудования, то получил ответ: «Нет у нас оборудования, потому что воды нет».
Так что одной из первый вещей, которые сделал Билл, была трата £3000 на установку оборудования для полива. Однако он понимал, что в целом этот стадион недостаточно велик и недостаточно хорош для людей Ливерпуля.
Стивен Дан, куратор клубного музея, объясняет:
«„Энфилд“ был в очень плохом состоянии. Шенкли даже назвал его свинарником, и был в своём праве: он считал такое состояние шокирующим. Так что он незамедлительно начал первый нормальный процесс переустройства стадиона с 1906 года».
«С 1906 года только лишь была установлена крыша над Копом - в 1927, и на этом всё. Ничего больше не происходило в этой области вплоть до установки освещения в 1957-ом».
«Конструкции, установленные в 1906 году, были базой для Копа и других трибун. Так что вы представляете, насколько устаревшим и ветхим там всё было».
Трибуна Кемлин Роуд, ныне называющаяся трибуной Сентенери, была снесена после того, как команда Шенкли вышла в высший дивизион в сезоне 1961/1962.
За £350000 была установлена новая массивная конструкция трибуны (на фото выше), однако она сохранила имя своей предшественницы.
Следующим изменением стал снос трибун на Энфилд Роуд и постройка террасы из кирпича - эта работа началась после сезона 1964/1965.
Шенкли предпочёл расширение трибуны Мэйн Стенд сносу - и шотландец принимал самое непосредственное участие в контроле над работой, чтобы всё было сделано так, как он хотел.
«Была куча рисунков и схем разных вариаций главной трибуны, Шенкли пытался точно понять, что ему будет там нужно», - рассказывает Дан. «Знаменитый Бут Рум тоже был там».
«Шенкли избавился от тренажёрного зала - он переехал в Мелвуд. К тому времени, как Боб Пэйсли сменил его на посту тренера, Билл предоставил ему потрясающий для своего времени стадион».
Работы на главной трибуне закончились в марте 1973 года - были установлены новые сиденья, оборудованы помещения для игроков, а также сделаны подобающие краны для камер.
Год спустя Шенкли шокировал весь футбольный мир сообщением о своём увольнении, однако он перестроил «Энфилд» в такой степени, что у его наследника Пэйсли был стадион мирового класса.
«Шенкли не тронул Коп», - говорит Дан. - «Он знал, что тот идеально подходит для своих целей. Так что всё то, что сделал Шенкли со стадионом, служило клубу вплоть до девяностых годов».
«Он был зачинщиком всех этих работ, требовал, чтобы всё это было сделано. Можете себе представить битвы на заседаниях совета, когда Шенкли пытался убедить всех потратить эти деньги».
«Он боролся со старой гвардией консервативных директоров, которые думали - зачем тратить? Всё так хорошо работало все эти годы; Энфилд Роуд вообще, кажется, существовала вечно. Зачем же тратить на это деньги?»
«Главным желанием Шенкли было дать болельщикам достойный их дом. Дать им лучшее место. Если бы он не пришёл - остаётся только гадать, до какого состояния мог бы быть доведён „Энфилд“».
Другие новости
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Читай! Общайся!
Комментируй! Создавай!
Присоединяйся к LiverBird.ru!