Трансферная политика Рафаэля Бенитеса: Развитие и кульминация
Это продолжение блога о том, какой я вижу ситуацию с трансферами в «Ливерпуле» при Рафаэле Бенитесе в течение его шести лет в клубе. В данной части рассматривается второй период его пребывания в клубе, де-британизация «Ливерпуля» и причины всплеска трансферной активности летом 2007 года.
Начало → Трансферная политика Рафаэля Бенитеса: Рафалюция
Развитие и кульминация
Хотя в первые два года почти все покупки были так или иначе связаны с Испанией (даже малиец Сиссоко и голландец Кромпамп перешли оттуда), весной 2006 года вектор был изменён. Первой ласточкой в этом смысле стала покупка Даниэля Аггера из «Брондбю». В принципе, ещё летом 2005 года клуб делал попытки оторваться от Испании и повернуться к другим чемпионатам. Был куплен Питер Крауч, который долго не мог забить свой первый гол за «Ливерпуль», что вызывало насмешки как над ним, так и над Рафой. Однако, потом оказалось, что Крауч очень хорош. Он был полезен для «Ливерпуля», и критики умолкли. Дирк Кёйт, которым активно интересовался Бенитес, так и не смог сменить клубную прописку до сезона 2006/2007, когда он наконец был выкуплен у «Фейенорда». Тогда же, летом 2006 года, в клубе появились и ещё двое британцев, которые приобретались именно в основной состав — Крэйг Беллами и Жермейн Пеннант.
Дебританизация?
За шесть лет, которые Бенитес провёл в команде, его нередко критиковали за то, что в команде, выступающей в Премьер-лиге, так мало не только английских, но и вообще британских игроков. Часто это увязывалось ещё и с тем, что в команде нет своих воспитанников, кроме Джеррарда и Каррагера, которые играли за клуб с конца девяностых. Отчасти эта критика была заслуженной, но лишь отчасти. Вопроса недостатка молодёжи я сейчас касаться не буду, это отдельная большая тема, связанная с Улье, Бенитесом и системой воспитания молодых игроков Англии в целом. Однако, на покупке британских футболистов я остановлюсь отдельно, раз уж разговор о трансферной политике.
Проблема с британскими (особенно, английскими) игроками связана прежде всего с тем, что цены на них завышены. Это вызвано как лимитом на легионеров (им нужно получать разрешение на работу, непосредственно завязанное на количестве матчей за национальную сборную), так и с тем, что действительно сильных британских игроков меньше, чем нужно, чтобы обеспечить ими сильные клубы. Проблемы воспитания клубной молодёжи в Англии отразились как на сборной страны, которая испытывает явный недостаток развитых талантов, так и на клубах, которым, чтобы оставаться сильнейшими в стране и в Европе, приходится переплачивать за сильнейших из имеющихся англичан и всё равно серьёзно укомплектовываться легионерами. Сильный молодой английский игрок — это всегда дорого. Иногда даже необязательно быть сильным или молодым — главное английским.
Дебританизация
«Ливерпуль» Бенитеса не располагал настолько большими средствами, чтобы ввязываться в борьбу за сильнейших англичан, но постепенно наращивал их контингент (об этом говорил Рафа), да и не то, чтобы разительно отличался от прямых конкурентов. Для сравнения я предлагаю посмотреть, сколько британцев играет в первой команде (основа + ближайший резерв) у сильнейших клубов Премьер-лиги (берём прошлый сезон для полной картины) и сравнить с «Ливерпулем» Бенитеса в сезоне 2009/2010 (последним для него). Видно, что «Ливерпуль» идёт одним из последних в этом списке, значительно уступая «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити» и «Тоттенхэму».
Интересно сравнить основные составы команд (по количеству матчей, начатых со старта) в Премьер-лиге. Беру результаты за те же полные сезоны. Для клубов кроме «Ливерпуля» это 2010/2011 (последний полный), для «Ливерпуля» — 2009/2010 (последний при Бенитесе)
Манчестер Юнайтед: Видич, Эвра, ван дер Сар, Нани, Руни, Бербатов, Флетчер, Каррик, Фердинанд, Гиггз, О'Ши. 6 британцев (54%) из 11, но Скоулз (ещё один британец), Эрнандес, Рафаэль и Андерсон лишь немного уступают последней троице.
Челси: Чех, Малуда, Коул, Терри, Эссьен, Иванович, Дрогба, Микел, Анелька, Лэмпард, Рамирес. 3 британца (27%) из 11. С отставанием идут Калу, Босингва, Алекс, Ферейра, Луис... До британцев далеко.
Манчестер Сити: Харт, Компани, Яя Туре, Бэрри, Сильва, де Йонг, Тевес, Милнер, Коло Туре, Сабалета, Коларов. 3 британца (27%) из 11. Сразу следом идёт Лескотт. Чуть дальше Ричардс, Джонсон (все трое британцы), Боатенг и Балотелли.
Арсенал: Клиши, Санья, Уилшир, Кошельны, Сонг, Насри, Аршавин, Фабрегас, Джуру, Скилаччи, ван Перси. 1 британец (9%) из 11. Сразу следом идёт Уолкотт (британец), Шамах, Щецны, Фабьянски, Диаби.
Тоттенхэм Хоттспур: Модрич, Ассу-Экото, Гомес, Бэйл, ван дер Варт, Галлас, Леннон, Доусон, Крауч, Хаттон, Кабул. 5 (45%) из 11. Сразу следом идёт Павлюченко, потом Дефо (британец), Паласиос, Дженас (британец), Чорлука, Хаддлстоун (британец) и Сандро.
Всего в этих клубах в стартовых составах Премьер-лиги в сезоне 2010/2011:
18 британцев (32%) из 55 игроков.
Ливерпуль 09/10: Рейна, Каррагер, Кёйт, Джеррард, Лукас, Маскерано, Инсуа, Джонсон, Аггер, Торрес, Бенаюн. 3 британца (27%) из 11. С небольшим отставанием идут Шкртел, Родригес, Кириакос. Стоит заметить, что из 11 игроков основы трое испаноговорящие, из них только двое — испанцы. «Испанизация»? И всё же, если посмотреть глубже, видно, что только «Арсенал» уступает «Ливерпулю» в этом смысле. «Челси» со своими британцами идёт на том же уровне, а остальные далеко впереди.
Дебританизация как болезнь Премьер-лиги
Причина такой «нелюбви» к британцам заключается, в первую очередь, в особенностях трансферной политики, которую приходилось вести клубу, и в том, что цены на сильнейших британских игроков, как я упоминал, сильно завышены. Если клуб действительно собирался вести борьбу с лучшими клубами Премьер-лиги, ему надо было усиливаться лучшими игроками, но позволить себе лучших из англичан мы часто не могли, поэтому обращались к иностранцам, которых можно было заполучить дешевле. Вариант со своими воспитанниками в течение этих шести лет не успел сработать, поскольку по-настоящему хорошая молодёжь в клубе подросла только сейчас. Те, кого считали лучшими в молодёжной команде «Ливерпуля» начала 2000-х, сейчас играют в низших лигах Англии. Автор гола «Арсеналу» и «Олимпиакосу» в 2004 году, Нил Меллор, не нужен никому из клубов Чемпионшипа. Дэнни Гатри и Адам Хэммил не играют в основе даже своих клубов, что уж говорить об остальных футболистах?
Пример того, какой должна быть ситуация с молодёжью, можно было видеть в «Манчестер Юнайтед» раньше, когда почти весь состав команды состоял из ровесников, вышедших из резервов почти одновременно. Сейчас это уже не то. Конечно, в стартовом составе МЮ англичан больше, чем в «Ливерпуле», но из шести игроков в рассмотренном выше сезоне 2010/2011 только трое являлись воспитанниками (причём уже не молодыми — Флетчер, Гиггз и О'Ши). Остальные трое англичан были куплены манкунианцами в период с 2001 по 2006 годы за общую сумму 73 миллиона фунтов. 73 миллиона фунтов — это больше, чем разница между всеми деньгами, потраченными и заработанными Бенитесом на трансферах за шесть лет. Разница между расходами и доходами от трансферов в случае «Ливерпуля» особенно примечательна, в силу того, что именно на этих деньгах базировалась трансферная политика клуба.
Понятно, что любой менеджер, если это только не менеджер «Челси» первых лет Абрамовича и не наставник «Манчестер Сити», должен оперировать деньгами, не только непосредственно поступившими от владельцев или с оборота клуба, но и заработанными на трансферах. Это нормально, но ненормально, когда вырисовывается такая зависимость исключительно от этих денег, какая получилась у нас. Почему? Потому что при высоких задачах, стоявших перед командой, «внешнее» финансирование трансферов оставалось очень небольшим. Оно менялось со временем как по характеру, так и по объему, поэтому было бы несправедливо говорить о том, что оно всегда оказывалось недостаточным.
Вечеринка у'Dallas!
В период «Рафалюции» деньги на трансферы «снаружи» поступали от Дэвида Мурса. Трансферные расходы в эпоху Sky Sports постоянно росли, и ещё в бытность менеджером клуба Жерара Улье Мурс пытался продать клуб другим людям. Цель была вполне благородная — сам владелец команды не мог обеспечивать её финансовые требования своими деньгами, к тому же команде требовался переезд на новый стадион. Мурс делал всё, что было в его силах, но не справлялся с задачей так, как хотел. Он нашёл покупателей для «Ливерпуля» в лице Тома Хикса и Джорджа Жиллета и продал клуб им в расчёте на то, что они помогут ему развиваться дальше и будут обеспечивать расходы клуба. Кульминация трансферов связана как раз с именем двух американцев.
Лето 2007 года стало своеобразным «медовым месяцем» Хикса и Жиллета с одной стороны и клуба с болельщиками и Бенитесом с другой. Американцы позволили провести ряд крупных для «Ливерпуля» трансферов так, чтобы было видно, что они вкладывают в него деньги. Хотя доход от продаж игроков тоже сыграл свою роль в тех приобретениях, он был настолько «не критичен», как ни до, ни после этого. После завершения «медового месяца» осенью 2007 года, когда отношения между Бенитесом и болельщиками с одной стороны и владельцами с другой стали быстро портиться, денег на трансферы стало выделяться гораздо меньше. В период трансферной стагнации (последние два сезона Рафы в клубе) доходы от продаж игроков стали превышать расходы на покупку новых при том, что клуб по-прежнему остро нуждался в усилении и развитии!
Окончание → Трансферная политика Рафаэля Бенитеса: Стагнация
- Блог → Ingumsky
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Читай! Общайся!
Комментируй! Создавай!
Присоединяйся к LiverBird.ru!